Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Не могу заткнуться!
(открытое письмо множеству людей)

Подвигнула меня на написание этого текста скопившаяся доза отвращения к антиобщественной деятельности собратьев-дизайнеров художественного типа. Катализатором же моей ярости послужил сайт Алексея Колпикова — но прошу учесть, что я вовсе не намерен обрушиться на одного только гр. Колпикова, моя цель выше — это почти все сообщество отечественных дизайнеров.

Я бы еще промолчал, но гр. Колпиков на самом верху страницы гордо написал, что это, дескать, "моделирование удобных сайтов".

Бред, как я надеюсь, не наглый, а всего лишь необдуманный. Теперь по порядку, хотя и издалека.

Десять лет назад назад мы жили в практически лишенном цветов мире. Если кто забыл, так я напомню, что тогда нормой жизни являлась сакральная субстанция, именуемая драповым пальто. Эта субстанция надевалась на себя свободным гражданином, после чего вышеозначенный гражданин прекращал быть человеком и становился частью общества (даже термин такой был "человекоединица"). Дома же гражданин носил тренировочные штаны, обычно того цвета, который продавцами одежных магазинов назывался "мёртвый моряк", т.е. нечто тёмно-синее, с легким оттенком фиолетового. Продолжим перечисление. Дома, по старой российской привычке, красились "вохрой". Архитектура была коробчатой. Главными визуальными символами являлись беспорядочно расположенные транспаранты с мантрами (Вперед к победе коммунизма, Слава КПСС, Пир-труп-мамай и так далее). Доминирующим цветом был красный, цветом же пустоты служила та же охра.

С тех пор многое изменилось.

Во-первых, появилась реклама. Во-вторых, красный цвет практически исчез. Охра, правда, осталась, но ее все меньше и меньше. В-третьих, произошла решительная победа офсетной печати над высокой (равно как и над всеми другими). Результатом стало сокращение доли одноцветной печатной продукции (отвратительный термин). В четвертых, краски Радуга умерли, на их место пришел ликующий Пантон. В-пятых, монстры советского художественного оформления неровным строем ушли на покой в связи с полной проф. непригодностью (умение делать стенгазету нынче не котируется). Ах, да. Еще появился неон.

Короче говоря, жить стало не лучше, но веселее уж точно.

Бодрый зеленый ирокез, так славно смотревшийся в окружении драповых пальто, выглядит несколько странно в окружении флюоресцента. Старенькая гуашь уступила свое место RGB.

Внезапно мы проснулись в мире, визуальная активность которого значительно выше того состояния, к которому мы привыкли. "Избы серые твои" внезапно преобразились в не менее уродливые, но значительно более яркие "бунгало".

Новый мир, до того практически нейтральный, теперь нагло лезет во все сенсоры. Увернуться от него невозможно. Мы способны только на то, чтобы сидеть дома, выключив телевизор и радио. Единственная радость заключается в том, что на место пестренького рубля пришел скромно выглядящий американский доллар (я заметил, что смотрение на большую сумму долларов обладает успокоительным эффектом, причем сила эффекта пропорциональна количеству долларов — а всё зеленый цвет).

Настал момент, когда волшебный цвет драпа стал казаться если не сладостным, то уж по крайней мере экологически чистым. Что ни говори, а R255G0B128 никак не назовешь природным цветом. Дерево не меняет свой цвет при OnMouseOver. Если честно, я вообще готов отдать почетное право поднимать над предметами мышь кому-нибудь другому.

Вообще говоря, в природе вообще нет bgcolor=, равно как и background=.

Раскачавшийся же маятник прогресса не останавливается. Всё цветнеет, становится интерактивным и так далее. Ошалевший человек в муке воспринимает эту какофонию и хочет только одного — чтобы его оставили в покое.

Вечная задача дизайнера "передать и усилить сообщение" начисто забыта за неактуальностью — главное сделать это сообщение выделяющимся на фоне цветозвукообонятельной каши.

Прошу прощения, но это не дизайн, а искусство татуировки какое-то. Дизайнер есть тот, кто делает функцию лучше, а не тот, кто приделывает к этой функцию сирену для удовольствия рекламодателя.

А вот теперь пора вернуться к гр. Колпикову, а точнее про его слова про удобство. И где оно?

Шрифт мелкий. Читать невозможно. Если сделать в браузере его больше, станет ещё хуже, так как начнут слипаться строки. Я вообще заметил, что множество дизайнеров возлюбило мелкие кегли. Может быть, из-за того что шрифт при этом выглядит более техногенно. Может быть, из-за того, что не хотят, чтобы текст читали. Не знаю.

Все шевелится и мигает. Зачем — непонятно. Всё это мигание не несет полезной нагрузки, а только бьет по глазам, при этом потребляя все ресурсы процессора моего не так уж и маломощного компьютера.

Весь текст, кроме шапки со словами про удобство, английский. Опять понять не могу. Нам повезло жить в стране с исключительно богатым и точным языком. Во всем мире русская литература котируется весьма высоко. Страница же заполнена перлами типа OLEG`ator [Russian]. Оно конечно. В век "Русской водки премиум" и не такое возможно. Я вчера рекламу видел Самсунга — так там ни одной картинки нет, а весь текст по английски. И висит в центре Москвы. Хорошо, предположим, что это для открытости всему миру, для установления межкультурных связей и так далее — но почему тогда шапка по-русски?

И это ещё не все мои претензии, да времени нет их перечислять.

Я бы понял, если бы автор сделал это во FrontPage и поместил туда фото любимой собаки. Так нет же. Вкус у человека определенно имеется, судя по картинкам (хотя все вышеперечисленное касается и их). Картинки хорошие. Только совершенно бесполезные. Т.е. раз функции нет, то это и не дизайн вовсе, а художество. И это в то время, когда существует так много по-настоящему полезных путей приложения своего дизайнерского таланта.

Поймите, я не придираюсь. Мне просто не нравятся слова, употребленные на этой странице, а именно дизайн и удобство. Ни того, ни другого здесь нет.

И конечно, я ни при каких обстоятельствах не могу охарактеризовать культурным человека, так легко предающего свой язык. Почитайте Набокова, если не согласны.

Ответ гр. Колпикова, как он есть >>

Версия 1. Последнее обновление этого документа: 20.03.00

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru