Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Что такое дизайн

Я получаю гораздо больше удовольствия от персиков и абрикосов с тех пор, как узнал, что они впервые начали выращиваться в Китае в начале Ханской династии; что китайские пленные, удерживаемые великим королём Каниским, распространили их в Индию; что эти растения достигли Римской империи в I в.н.э.; что слово абрикос происходит от того же латинского корня, что и слово precocious (скороспелый), потому что абрикос поспевает рано; что А в начале слова было добавлено по ошибке в следствии неправильного представления об этимологии. Всё это делает вкус фрукта более приятным.

Бертран Рассел, "Бесполезное" знание, 1941

Написать этот текст меня побудили две причины: во-первых, мне самому интересно вербализировать своё миропонимание по этому поводу, а во-вторых, совершенно надоело в разговорах с коллегами внезапно замечать, что мы говорим о разном. Я сейчас это пишу, сознавая, что текст будет успешным, если мне удастся ответить на два вопроса: (1) что такое дизайн, (2) что такое хороший дизайн и что должен делать хороший дизайнер. По ходу рассуждений мне придется ответить на многие другие вопросы, которые, будучи достаточно интересными, не имеют самостоятельной ценности. Поскольку систематического дизайнерского образования у меня нет, заранее прошу прощения, если мои мысли покажутся кому-то наивными. С другой стороны, для меня они имеют то несомненное достоинство, что мысли эти мои собственные, ниоткуда не почерпнутые.

§1. Что такое дизайн

Словари иностранных слов трактуют дизайн как художественное конструирование предметов. Определение это нехорошо – куда, например, в такой системе попадает ландшафтный дизайн? Модернизируем формулировку:

(1) Дизайн есть художественное проектирование предметов и сред

Но и это определение грешит неопределенностью. Чем тогда отличается дизайнер от художника? Художник, как никак, тоже конструирует художественно. Тут нужно как-то отделить агнцев от козлищ, а художников от дизайнеров.

Полезно будет сначала ответить на вопрос, является ли дизайн искусством.

Придется обратиться к истории. Если художники были всегда, то дизайн, по сути, это изобретение прошлого столетия. Вызван он был к жизни возникновением массового производства. Более того, можно смело сказать, что дизайн без массового производства (т.е. без тиражирования) просто невозможен. Характерной чертой дизайна всегда было либо ориентация результата на последующее тиражирование, либо (в случае ландшафтного дизайна и дизайна интерьеров) на сборку результата из готовых тиражируемых комплектующих. Лучше проиллюстрировать эту закономерность таблицей.

Вид дизайна и его среды передачи

Цель

Комментарии

Графический дизайн (открытки с котятами, телеэфир, веб-сайты)

Повышение эстетической привлекательности

Всё тиражируется

Коммуникационный дизайн (журналы, плакаты, веб-сайты, книги, знаки управления движением)

Передача сообщения

Всё тиражируется

Промышленный дизайн (предметы)

Повышение комфортности владения и использования

Всё тиражируется

Дизайн интерьера (квартира) 

Сборка пространства из стандартных компонентов

Компоненты тиражируются, результат, в идеальном случае, нет

Дизайн ландшафта (Местность)

Сборка пространства из стандартных компонентов

Конечно, все деревья разные. Но издали различие незаметно

Дизайн рекламы (собственно реклама, упаковка)

Повышение продаж рекламируемого товара

Всё тиражируется

Дизайн баз данных

Тоже мне, дизайнеры нашлись! Заходи слева, Васёк! Бей их! Мочи! Вали на землю и топчи ногами!

Что мы видим? Искусство подразумевает намеренный отход от тиражирования (нет двух музыкантов, способных сыграть одну пьесу одинаково), дизайн этим тиражированием живет. Потребитель покупает произведение искусства как уникальный артефакт, дизайн же он покупает в расчете на совершенно конкретную практическую пользу. Для описания качества произведения искусства пригодно только два параметра, а именно нравица—ненравица и покупаитца—непокупаитца (безусловно, и эти-то два параметры несовершенны, но они хоть как-то работают). Качество произведения дизайна может оцениваться по значительно большему количеству параметров, например, реклама может продавать, а может и не продавать. Реклама, которая нравица, но не продает, надо думать, хуже рекламы, которая ненравица, но продает.

Таким образом, легко придти к мысли, что дизайн не есть искусство. В действительности это чересчур суровый приговор. Исходя из определения искусства как процесса, который не может быть алгоритмизирован, логично признать, что процесс создания дизайна тоже не может быть алгоритмизирован. А значит, дизайн есть урезанное искусство. Раньше такое искусство называли коммерческим, теперь — прикладным. Поскольку слово "художественное" из определения есть непременный атрибут искусства, слово это смело можно исключить. Итого:

(2) Дизайн есть прикладное искусство проектирования предметов и сред

Формулировка уже получше, но по-прежнему несовершенна: в ней нет ничего про цели дизайна. А цели тут важны. Таким образом:

(3) Дизайн есть прикладное искусство проектирования сущностей с целью выявления этих сущностей и повышения их качества

Ура! Мы получили определение дизайна. Почему никто не радуется, дармоеды?!

§2. Что такое хороший дизайн

Найденное определение дизайна позволяет однозначно определить, что такое хороший дизайн (сформулирую в обратном порядке):

(1) Результатом хорошего дизайна является хорошо выявленная сущность, лучше выполняющая свои функции, нежели она выполняла их до дизайна

Более всего печально то, что такая точка зрения в нашей стране распространена весьма мало (в численном исчислении). Значительно более популярно мировоззрение, в котором дизайн — искусство оформления неважно чего и не важно ради чего © Колпиков. Плохо в этом мировоззрении то, что дизайн низводится до уровня палехской росписи коробочек (не спорю, это тоже дизайн, но только какой-то очень уж грустный).

И тут мы подходим к своеобразной этической (а равно и маркетинговой) проблеме. Покупатель дизайна порою (даже в нашей стране) хочет практического улучшения. Дизайнер же пытается продать ему заместо этого улучшения плоды собственной самореализации. Покупатель самореализации не хочет, в ответ на что дизайнер кричит, что заказчик есть хрюсло, ничего не понимающее в искусстве. Налицо явное противоречие, результатом которого является то, то большинство таких дизайнеров на работе делают совсем не то, что дома.

Можно, конечно, жить и так. Но в таком случае получается, что такой дизайнер вовсе не дизайнер, а художник-неудачник, не могущий сам себя прокормить своим основным занятием и подрабатывающий дизайном. С моей точки зрения, судьба эта довольно незавидна, я, во всяком случае, себе такой судьбы не хочу. Возможно, конечно, что потомки когда-нибудь потом вскрикнут внезапно "ах, какой художник был!", да что с того? Потомки не плотють.

С другой стороны, графический дизайн предназначен именно для того, чтобы было красиво. И только. Проблема в том, что редко какой проект есть графический дизайн в чистом виде — постоянно нужно одновременно решать задачи коммуникационного дизайна, или, что в России более распространено, дизайна рекламного (который от графического дизайна далек, будучи изначально ориентирован на работу с идеями и смыслами, которые лучше передаются вербально). И профессиональный ужас заключается в том, что человек, посвятивший всего себя графическому направлению дизайна, теряет возможность воспринимать остальные направления (по причине чересчур узкой специализации). И автоматом превращается в художника, а художнику в дизайне, как мы уже выяснили, нехорошо.

Я бы очень не хотел, чтобы у читателя создалось впечатление, что я не люблю искусство. Очень люблю. Именно потому что люблю, я стараюсь оградить искусство от каких либо нападок и убираю его из категорий, где нападки в принципе возможны.

PS. Комментарии и критика преизрядно приветствуются.

Версия 2.11. Последнее обновление этого документа: 08.10.01

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru