Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Обучаю играть на гитаре цифровым методом*

Года два назад начался народный хай про цифровую фотографию. Месяцев семь назад этот хай реализовался в нечто материальное — появились камеры, за приемлемую цену дающие приемлемое качество изображения. Хай, до этого бывший сравнительно субъективным, также принял конкретные формы: чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно. Разбору этих врак этот текст и посвящен.

Конечно, сама по себе цифровая фотография хороша. Нет никаких сомнений, например, что довольно скоро (лет через шесть) она почти полностью вытеснит пленку. Против этого невозможно возразить, проблема скорее в том, что почти всеми людьми теперешнее состояние цифровой фотографии воспринимается неправильно.

Дело в том, что фотография как процесс бывает трех видов. Первым, наиболее популярным видом, является "делание фоток" своих друзей, изредка живописных закатов и прочего. При использовании этого вида фотографии камера чаще всего лежит на полке, её достают, когда приходят гости, или же хозяин собирается в отпуск. Другим процессом является так называемое фотолюбительство, при котором владелец камеры уже скептически относится к идее фотографировать своих выпивших друзей, требует от своих фотографий изобразительной силы, но не намеревается зарабатывать на фотографии деньги (во всяком случае, не ставит себе целью прокормить съёмками семью). Напротив, третий способ использования фотографии как процесса именно рассчитан на прокорм семьи, занимаются им профессионалы, ранжируемые от крепких профессионалов до профессионалов талантливых.

Так вот, аудитория этого сайта состоит из дизайнеров, вряд ли в ней велик процент "делателей фоток" или профессиональных фотографов. Именно дизайнерам и направлен весь пафос этого текста (профессионалы всё и так знают, а делателям фоток это вообще не интересно).

Дело в том, что дизайнер, не умеющий фотографировать (или рисовать), есть дизайнер плохой, точнее, дизайнер, "знающий фотографии", всегда лучше дизайнера не знающего. А чтобы научиться фотографии, нужно, как всем понятно, учиться. Проблема в том, что современные цифровые фотокамеры для учения пригодны плохо. Это главная мысль. Теперь пора перейти к доказательствам.

Главная проблема теперешней цифровой фотографии заключается в том, что она воспринимается как более цифровая, нежели как фотография. Массовые камеры делают люди, знающие компьютеры, но плохо знающие фотодело. В журналах камеры рецензируют деятели, которые отлично знают разницу между скоростями разных процессоров, но ни разу в жизни не думавшие о том, как получить именно тот снимок, который нужен им и человечеству.

В результате цифровые камеры повторяют историю компьютеров: растет количество возможностей и общая мощность, но, как правило, не делается того, что действительно нужно. Но если с компьютерами не совсем ясно, что именно нужно, то с фотокамерами такого вопроса не стоит.

Камера прежде всего должна уметь устанавливать диафрагму и выдержку с корпуса, причем соответствующие рычажки должны изменять эти параметры сразу, без нажатия дополнительных кнопок.

Причина этого проста. Актуальная часть фотокамеры состоит из объектива и затвора. Во всяком случае, на изображение оказывает влияние диафрагма (см. объектив) и выдержка (см. затвор), всё остальное добавляет удобства, не будучи чрезвычайно нужным. Так вот, если камера не позволяет быстро и легко изменять диафрагму и выдержку, её владелец обязательно будет большинство кадров делать в автоматическом режиме. Что существенно ограничивает изобразительную силу фотографии. Более того. Человек так устроен, что не имея одного, он будет забывать и про другое. В данном случае, вынуждено отказавшись от ручной установки экспозиции, он перестанет обращать внимание и на выбор точки съемки. Через некоторое время, он, сам того не желая, начнет делать фотки и перестанет задумываться. Гадость же ситуации заключается как раз в том, что современные цифровые камеры, как раз и не позволяют быстро и легко вручную устанавливать экспозицию (лично я знаю только одну камеру, способную на это). Т.е. всё возможно, но тяжело.

Вы, конечно, можете мне не верить. Но я своими глазами наблюдал такой случай: два безусловно талантливых дизайнера получили в свой распоряжение супер-пупер-модную цифровую камеру. Результат: один только через пять месяцев узнал, что на свете есть такое понятие, как диафрагма (не узнав, что с ней делать, поскольку экспериментировать было неудобно, см. предыдущий абзац). Другой даже и этого не узнал. Объясняется это, повторяю, сугубой психологией.

Таким образом, если вы хотите научиться фотографировать, цифровая камера окажется не слишком хорошим приобретением, тем более, что такие камеры, как правило, не имеют зеркала, что хорошо для репортерской, но плохо с точки зрения съемки неторопливой, вдумчивой.

Впрочем, сами решайте, что вам хочется. Главное не верить обзорам камер в компьютерных журналах. Тамошние мудаки хорошего не присоветуют. И вообще никого не слушайте, кто говорит, что камера А лучше камеры Б.

* Из "Двенадцать стульев", Ильи Ильфа и Евгения Петрова

Версия 1. Последнее обновление этого документа: 28.05.01

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru