Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

От любви к побрякушкам до апологии импотенции

Профессионал отличается от любителя тем, что не любит. Анонимный автор

15 ноября 2000 года произошло событие, которое, несомненно, войдет в анналы русскоязычной литературы о дизайне. На сайте "Cубъективные заметки об интернет-дизайне" появилась заметка с многообещающим названием "Четыре правила профессионального дизайна". И до этого весь Рунет был засыпан подобного рода статьями, но впервые появился текст такого уровня без орфографических и грамматических ошибок. Что подразумевает невозможность от этой статьи отмахнуться (нельзя сказать, что это творение очередного семиклассника-компьютерщика и закрыть окошко браузера). Такой текст автоматически становится Высказыванием с большой буквы. Его нужно изучать, анализировать и писать по нему диссертации.

Что я и делаю. И анализ выходит неутешительный. Дело в том, что автор этого высказывания агитирует за дизайн, может быть и профессиональный, но уж точно плохой. И вот почему.

Постулат, выдвинутый автором ("Побольше мелких деталей") ничтожен и вреден настолько, что даже оторопь берет. Цель любого дизайна (включая веб-дизайн) состоит в том, чтобы передать сообщение. Человеческое же восприятие устроено достаточно неочевидно — абсолютное большинство информации воспринимается не благодаря цвету, форме или размеру, но благодаря контрасту. Избыточность же снижает контраст, а значит, ухудшает изображение. Пользуясь научной терминологией, избыточные детали есть шум (веб-дизайнеру, благодаря простоте выбора цвета, очень легко сделать его еще и белым). Т.е. там, где есть избыточные детали, хорошего дизайна, вероятнее всего, нет.

Непризнанные дизайнеры

У меня есть знакомый аудиофил. Возможно, я слегка что-то путаю, но тем не менее. К нему однажды залезли воры и украли кофеварку, музыкальный центр Samsung с кухни, телефонные аппараты и ещё какие-то мелочи. Оставили колонки за три тысячи каждая, усилители ламповые по полторы тысячи каждый и проигрыватель компакт-дисков за две, кажется, тысячи — а всё потому, что они в аудиофильском стиле выполнены были. То есть без золота и серебра, равно как и без огоньков на передних панелях.

Интересно, это были обычные воры или дизайнеры на тропе войны?

Автор честно пишет, что заставляет его думать именно так, а не иначе: "Дело в том, что крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Нужно быть большим мастером, чтобы дизайн, основанный на таких объектах, выглядел хорошо". Т.е. профессионал в понимании автора мастером, тем более большим, быть не может, зато, добавлю от себя, должен постоянно балансировать между "мексиканцем" и "крепким середнячком". В действительности, здесь, конечно, есть и скрываемая страсть к безбрежному украшательству — например, первое желание любого водителя автобуса при выдаче ему новой машины состоит именно в том, чтобы "украсивить" кабину флажками, наклеечками и побрякушками. Низводить же дизайнера до уровня водителя автобуса некорректно — дизайнеру желательно быть более одухотворённым человеком.

В действительности тема эта мало того, что больная, так ещё и совершенно безбрежная. Как верно заметил сам автор, "научить дизайну, вот так, путем написания нескольких заметок, нельзя". Нельзя объяснить водителю автобуса, что флажки и наклейки не имеют никакого отношения к прекрасному, ему для этого нужно будет обзавестись "такими качествами, как талант, творческое воображение, художественный вкус".

Плохо в этом то, что люди, предназначенные быть водителями, становятся дизайнерами. Оставаясь всю жизнь ремесленниками. А ещё хуже то, что эти люди даже не видят другую жизнь.

Или, как в данном случае - другого дизайна.

Версия 1.2. Последнее обновление этого документа: 24.11.00

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru