Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

…, обдумывающему житье v2.
Как научиться дизайну

Данный текст является прямой компиляцией ответов на часто задаваемый мне вопрос "Как научится дизайну?". Важно заметить, что текст имеет определенные ограничения:

Читайте книги

Этот пункт стоял на третьем месте в предыдущей версии этого текста, с тех пор важность чтения, на мой взгляд, здорово увеличилась. Как я уже писал, что лучше – купить хорошую книжку за $30 или работать год или больше, получив столько же опыта? По-моему, книжка лучше. Книги, пускай они и дорогие, не есть роскошь. Они есть инвестиции, а инвестировать лучше всего в себя, ибо, когда эти инвестиции обесценятся, вас уже не будет.

В тексте Как я стал дизайнером я уже привел несколько книг, крайне полезных для понимания дизайна (во всяком случае, мне они помогли), вот ещё парочка:

Работайте на себя/бесплатно

Как известно, найти работу человеку без опыта невозможно. И правильно. Я бы тоже работу такому человеку не дал бы. На самом деле, для получения опыта работать где-либо совершенно не нужно. Просто надо работать на себя.

Обычный процесс заключается в том, что человек, решивший стать дизайнером, учит PhotoShop и QuarkXPress. Это обучение безусловно полезно, но надо помнить, что оно имеет очень мало отношения к реальной жизни. Грубо говоря, в жизни нужно рисовать не абстрактные картинки, а картинки, нужные в конкретном проекте, что, как правило, гораздо сложнее. Одно дело, нарисовать вообще картинку, а другое – картинку такого-то размера, такого-то цветового решения, такой-то стилистики и тематики. Мой опыт показывает, что этот переход, случающийся всякий раз, когда будущий дизайнер находит свою первую работу, чрезвычайно болезненнен. Лучше помучиться в сторонке, не вываливая свои проблемы на заказчика.

Таким образом, нужно не просто рисовать картинки в PhotoShop, а рисовать картинки в рамках проекта. Для этого вовсе не нужно находить работу. Достаточно придумать проект и реализовать его. Например, хотите сделать сайт про кошек? Сделайте сайт про кошек. Найдите контент и сделайте (заодно вы научитесь работать с контентом). Ваша способность к дизайну будет прямо пропорциональна качеству и популярности сайта (легко догадаться, что сайт с любительской фотографией и подписью "Это моя кошка Жучка" не будет особенно хорош и популярен). Так же делаются книги, журналы и т.п. Здесь роль посещаемости будет играть реакция не очень близких знакомых; близкие – заведомо пожалеют. Многим трудно работать, зная, что результат в конечном итоге придётся выкинуть, что всегда верно относительно бумаги - но ведь результат не на бумаге, а у вас в голове!

Главное, чтобы тема проекта была лично вам интересна, поскольку иначе будет очень трудно искать материал, плюс – вы должны не просто делать проект, а лучший проект по этой теме в мире. Иначе ничего не получится.

Вот вам пример: когда в России сделать сайт могло всего человек сто, я открыл для себя это явление, но вместо того, чтобы проводить весь досуг в чате, взял и сверстал под экран книжку Мелвилла. Я тогда никаким образом работу не искал, так что с карьерной точки зрения мне это никак не помогло, но, с другой стороны, я немного научился работать с новой для меня средой. Так и надо функционировать.

Старайтесь понять

Вам нужно научиться смотреть на все артефакты дизайна, пытаясь найти ответы на вопросы: "как это устроено?" и "почему это устроено именно так?", "что можно сделать лучше?".

Почти всё, что в настоящий момент выходит из производства (даже многое из того, что мы едим) было сформировано дизайнером. Изучая чужую работу, можно многому научиться. Конечно, при этом велик риск последующего плагиата и поверхностности, но зато вы научитесь смотреть вглубь дизайна, видеть не только картинку. При этом нет никакой разницы, изучаете вы удачное или неудачное решение – и то и другое равно познавательно.

Важнейшее из искусств

Купив пару лет назад фотоаппарат, я обнаружил, что мое понимание графического дизайна здорово углубилось (я подозревал это и раньше, во всяком случае, покупал фотоаппарат именно для этого). Входное требование: фотоаппарат должен позволять вручную устанавливать выдержку и диафрагму (для цифровых камер требование усложняется: выдержка и диафрагма должны устанавливаться на корпусе, а не через меню). На мой взгляд, оптимальная покупка в данном случае – БУшная камера устаревшего стандарта Canon FD – дешево и сердито.

Если вы умеете рисовать руками

Лично я рисовать не умею и жалею об этом. Умение это не является жизненно важным для дизайнера, но полезность его трудно переоценить. Так вот, если вы умеете, учите каллиграфию и вообще ручную отрисовку шрифтов (это сделает вас свободным, потом поймете, что я имею в виду) плюс осваивайте аэрограф (навык работы с аэрографом незаменим в рекламе, например, большинство глянцевых рекламных "фотографий" в буржуазных журналах сначала были действительно сфотографированы, а потом здорово обработаны аэрографом – только это позволяет добиться идеальной картинки).

Пишите

На свете полно хороших дизайнеров. А вот тонко чувствующих дизайнеров мало. А единственный способ стать тонко чувствующим заключается в том, чтобы не только читать, но и писать. Дело в том, что писание удивительным образом тренирует разум, кроме того, при общении с заказчиком лучше, наверно, не блеять, а резать его подсознание отточенными в писании формулировками. У нас 99 процентов людей и говорить-то толком не умеют, представляете, как вы славно будете смотреться на их фоне, не только грамотно говоря, но и со способностью писать.

Китайцы в своё время всем претендентам на госдолжность задавали писать сочинение о прекрасном. Поскольку, если человек сечёт в прекрасном, он и с поставками риса справится. И правильно. Пишите и вы о прекрасном. Риса будет – завались.

Ведите себя культурно

Дизайнер, если задуматься, всё-таки не художник. Если художник может пить неделями, то дизайнеру это не с руки. Если художник может появиться на людях в косухе, то дизайнеру это нельзя категориально. Список можно неограниченно продолжать.

Так вот. Культурное поведение в нашей стране долгое время было не в чести, а высшей формой культуры считалось умение не закусывать стаканом. Но времена меняются, так что самое время подумать о преумножении репутации. Мне могут возразить, что ношение с собой носового платка не имеет к дизайну никакого отношения, и я охотно соглашусь. А с другой-то стороны – никто и никогда не примет на работу дизайнера в соплей в носу.

Набирайте технические навыки

Существует некоторое количество навыков, нужных почти любому дизайнеру. Наиболее важными из них являются навыки сканирования, отрисовки логотипов и опознавания шрифтов.

Сканирование

В принципе, дизайнер вполне может жить без принтера (способность видеть на экране все важное приходит с опытом), но без сканера жить и работать нельзя. Чтобы сканировать хорошо, нужен не только сканер, но умение. Умение же приходит с опытом, при этом крайне полезно помочь становлению этого опыта прочтением книги "Препресс-ресурсы. Практическое руководство по допечатным процессам" Дэна Маргулиса (кстати, все книги Маргулиса исключительно хороши).

Отрисовка логотипов

Трудно представить себе коммерческую работу, в которой не было бы логотипа. К сожалению, чаще всего этот логотип попадает дизайнеру в довольно-таки свинском виде (изображение с сайта или мятая бумажка, на которой логотип имеет не более семи миллиметров по большей стороне). Логотип в таких случаях приходится перерисовывать с нуля в векторной программе. Трудность заключается в том, что нужно не просто нарисовать логотип как он виден (или отсканировался), а угадать закономерности, которые в него заложены ("этот штрих вдвое толще того", "здесь угол точно 70 градусов"), иначе результат будет безгранично уродливым. Набирается навык такой работы только опытом, т.е. нужно взять газету и отрисовать все логотипы оттуда, потом другую газету, потом третью и так далее (газеты привлекательны низким качеством печати, что затрудняет работу и повышает её познавательность). На мой взгляд, профессионал отрисовывает любой логотип менее чем за 30 минут, как правило, времени нужно меньше.

Этот же принцип применим и при научении строить работоспособные сетки и пользоваться ими. Возьмите пару-тройку журналов с качественным дизайном (вроде Итогов, Еженедельного журнала или Большого города) и повторите их верстку на своем компьютере. Многому научитесь.

Опознавание шрифтов

Количество кириллических гарнитур мне не известно, думаю, что их около трехсот. Так вот, вы должны знать их все, т.е., увидев несколько знаков, правильно говорить название шрифта. На этом пути вам придется нелегко, но гораздо легче, чем буржуям: у них количество используемых гарнитур больше на порядок или даже на два.

Берите аванс

Вот она, первая работа. Смело отказывайтесь от неё, если вам не хотят платить аванс. Я вам ничего объяснять не буду, сами поймете, но поверьте уж старику. Аванс – дело хорошее.

См. также: Как я стал дизайнером

Версия 2. Последнее обновление этого документа: 12.11.02

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru