Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Как я стал дизайнером

Мое становление в качестве дизайнера было совершено случайным. Я не только случайно стал дизайнером, но случайно стал именно таким дизайнером, каким стал (прошу прощения за рекурсию). Однако если бы в начале пути мне кто-либо растолковал что-либо из теперешнего моего опыта, случайность бы исчезла, а на её месте появилась вполне чёткая закономерность. Именно поэтому я считаю разумным как-то обобщить свой опыт, в надежде, что эта эссенция не то что кому-нибудь поможет, но просто сбережет время, которого всегда жаль.

Нужно сказать ещё кое-что. Этот текст не предназначен для того, чтобы объяснить, как стать профессионально успешным дизайнером. Этот текст о том, как я стал дизайнером и перестал быть говном.

Итак, приступим. С самого начала нужно сказать, что дизайнер я плохонький. Во-первых, потому что опыта у меня маловато (очень много времени из семи лет моей работы дизайнером пропало зря, о причинах этого позже), что, к счастью, поправимо. Во-вторых, я довольно-таки инженерного типа человек, что мешает мне в полной мере наслаждаться красотами визуального. В-третьих, я малограмотен, что всегда обидно, но, с другой стороны, исправляемо тоже. В-четвертых, я не умею рисовать, что существенно меня ограничивает (и фотография не спасает). И, наконец, в-пятых, я ненавижу плагиат во всех его проявлениях, включая следование моде, при этом ненавижу его столь принципиально, что даже на выставки не хожу, опасаясь чего-нибудь подсознательно стибрить (плагиат же есть хлеб дизайна, без него тяжело). Но, с другой стороны, верх искусства полководца не в том, чтобы воспользоваться своими преимуществами, но в том, чтобы обратить в них свои недостатки. Что я и стараюсь делать.

Моя эстетическая эволюция на примере шрифтов из ПараТайпа (пример)

БетинаСкрипт >> Футура >> Прагматика >> Мысль >> ФриСет >> Официна >> Лазурского >> ФранклинГотик >> Петербург >> НьюБаскервиль

В настоящее время пользуюсь только НьюБаскервиль для текста и сверхжирный Фрисет (ссуженный на 12 процентов) для заголовков. Иногда пользуюсь ФранклинГотик из-за достаточного выбора начертаний. Наизусть знаю форму всех знаков и кернинговые пары четырех гарнитур и не тороплюсь запоминать новые.

Теперь немного истории. В 1992 году я сверстал свою первую книгу и стал считать себя дизайнером. К тому же, к тому моменту я создал несколько выдающихся эпических полотен в CorelDraw v1, что мое представление о себе вовсе даже не опрокидывало. Став, таким образом, дизайнером, я стал искать дизайнерскую работу.

Проблема состояла в том, что найти работу мне было невозможно. Сказывались два фактора: во-первых, я к тому моменту только что окончил школу и не имел ни одной записи в трудовой книжке, а во-вторых, я ничего не знал. Сейчас гораздо легче научиться чему-либо, чем тогда — любой дизайн заканчивается производством, а полиграфическое производство, единственное тогда, гораздо сложнее теперешнего веб-дизайна. Хороший сайт хорошо отображается в браузере, хороший дизайн в полиграфии хорошо печатается. Объем же знаний, требуемых для того, чтобы сделать хорошо печатающуюся работу, мало того, что гораздо больше объема технических знаний веб-дизайнера, но еще и гораздо тяжелее набирается. Ни один вменяемый человек не подпустит неумеху к полиграфии, поскольку всего одна малюсенькая ошибка может стоить перепечатанного тиража и многих дней простоя. А без практического опыта не может быть, как теперь говорят, экспириенса. Таким образом, моя ценность как работника в тот момент равнялась нулю.

Разумеется, я о себе был другого мнения. Но, к счастью, произошла первая случайность — я нашел работу и не где-нибудь, а в типографии (важно сознавать, что эта случайность произошла со мной после года поиска работы). Тогда я не в должной мере оценил этот подарок судьбы — моё самомнение было таково, что я считал единственно достойным для себя положение работника "рекламного агентства полного цикла" (в те времена это было самым крутым). Но очень скоро я понял, что знание компьютера не является заменой нимба над головой — первые десять дней работы были днями такого моего позора, что я чуть ли не плакал по вечерам.

Типография, в которой я работал, была третьеразрядной. Занимался я там преимущественно тем, что исправлял технологические ошибки приносимых заказчиками работ. Проработал я там год (выдержать больше не смог), но этот опыт был для меня весьма плодотворным. К концу работы в типографии я стал обладателем следующих, многократно доказанных жизнью, лемм:

Уволившись из типографии, я стал думать и думал в общей сложности то ли два, то ли три года (сейчас уж и не упомнишь). В результате думанья я стал обладателем еще нескольких лемм:

Разумеется, это не единственные леммы, которые я вычислил. Но здесь только те, что выдержали испытание временем.

После этих лет думанья я опять стал работать на одном месте (подразумевается, что я почти постоянно подрабатывал и подрабатываю фрилансерством). Работал долго, четыре года. Занимался самыми разными вещами: версткой стополосного цветного журнала, версткой руководств пользователя, рекламу делал, однажды даже заведовал переводом на русский язык CorelDraw 7 (и тем внес посильный вклад в отечественную терминологию).

В эти четыре года со мной произошло еще одно совершенно случайное жизнеменяющее событие — я обнаружил, что купленные на Амазоне книги чрезвычайно круты (не те книги, что продаются в Китеже и предназначены исключительно для плагиата, а другие). Я уж не помню, какую книгу я купил первой, но помню, что я потом целую неделю ходил совершенно обалделый. Я быстро подсобрался и стал отовариваться в Амазоне на довольно регулярной основе (жаль только, что книги дорогие). Довольно скоро я стал обладателем четырех, не побоюсь этого слова, культовых книг, а именно:

Боже мой, что это были за книги! Но по порядку.

Намба ван, "Среда есть массаж". Жил некогда в Америке некто Маршалл Маклюэн, философ и технологический детерминист (до сих пор не знаю, что это такое). Он был искренно уверен, что машины предназначены быть нашими расширениями (телевизор есть расширение человеческого глаза, джип есть расширение полового члена), а помимо этого утверждал, что среда передачи сообщения сама диктует сообщение. Для нашего времени это мысль простенькая, но в начале шестидесятых это был прорыв. Так вот, жил себе Маклюэн и жил, как попался на глаза Джерому Эйджелу (Jerome Agel), Великому Живчику американской системы образования. Великий Живчик нарезал цитат из книг Маклюэна, склеил из них книгу и отдал её дизайнеру. Дизайнер, которым был Фиоре, напрягся и выдал нечто изумительное. Для этого, конечно, были определенные предпосылки: текст не был перенасыщен философской терминологией (конститутивная импликация и т.д.), был интересен и, поскольку состоял сплошь из цитат, легко делился на отдельные прокламации. Но и Фиоре не подкачал: только лишь подбором иллюстраций и джакстапозицией текста он так здорово передал сообщение, что просто диву даешься (к сожалению, я не могу отсканировать эту книгу, поскольку у неё слишком уж крепкий переплет, а рвать я её не хочу).

Эта книга дала мне следующие леммы:

Намба ту, "Дизайн обыденных вещей". Вторая книга, против ожидания, про дизайн, но не совсем про тот дизайн, который русские "ле мужик" знают и любят, а про промышленный, но даже и тут с вывертом. Автор, будучи известным в научном мире когнитивным психологом, доказывает в этой книге, что самый крутой дизайн происходит вовсе даже в голове у потребителя, т.е. рассказывает о психологических аспектах промышленного дизайна (преимущественно на примере дверных ручек). К графическому дизайну всё это имеет довольно слабое и непрямое отношение, но знать это надо, поскольку это базис любого дизайна (в смысле, психология базис, а не книга). Книга сильная, не имеющая ничего общего с примерами "психо-логического" подхода к дизайну, у нас нежно любимого (это я про влияние цвета на психику). Книга оказала существенное воздействие на мир, во многом благодаря ней возникла самая крутая сейчас дизайнерская профессия "interaction design" (гибрид визуального дизайна с психологией и социологией, ни на что не похоже). Влияние этой книги на меня слишком сложно, чтобы трансформировать его в готовые леммы, так что их не будет.

Намба сри, "Завтра ли сегодня?". Единственная книга в этом списке не из Амазона. Обнаружив мой интерес к Маклюэну, друг моего сирого детства подарил мне купленную в букинистическом магазине книгу того же самого Эйджела, что спродюсировал книгу Маклюэна/Фиоре. На этот раз Эйджел книгу не продюсировал, а сам написал и сам задизайнил (кстати сказать, задизайнена она очень хорошо). Книга о том, что современный человек к будущему не готов и готов быть не может. А значит, в этом будущем надо что-то менять. Тема эта сложная, я сейчас не хочу в нее вдаваться, перечислю только леммы, которые я из неё вынес:

И, наконец, намба фор, Эдвард Тафт, "Envisioning Information". Также замечательно, но совсем иначе задизайненная книга, и также автором. Тафт, профессор Йельского университета, много лет занимается проблемами визуальной передачи невизуальной информации. Он собрал потрясающую коллекцию замечательных дизайнов передачи такой информации и в своих книгах (их несколько, эта самая лучшая из того, что я видел, правда, и самая дорогая) объясняет, как и почему эти дизайны работают. Без этой книги я никогда бы не подумал, что визуально можно передать не просто сложные сообщения, но ещё и огромные по объему. Самая же интересная черта книг Тафта заключается в том, что они идут совершенно в ином русле, нежели стандартный коммуникационный дизайн: есть немало примеров удачной передачи эмоций, удачной передачи простых сообщений, но удачных примеров передачи огромных и очень сложных сообщений единицы, и без Тафта обнаружить их было бы весьма затруднительно. Книги его дали мне следующие леммы:

The isometric map of Midtown Manhattan, (c) The Manhattan Map Company 1989

Разумеется, это не все повлиявшие на моё мировоззрение книги. Были и другие, о чем когда-нибудь потом. Радует то, что будут и другие (если Господу будет угодно, разумеется). Конечно же, леммы попадали в мой рацион не только из книг. Например, я несколько меньше года проработал в довольно крупной веб-дизайнерской студии. Оттуда я вынес следующие леммы:

Помимо этого я набрал довольно много лемм из прочих источников:

Пишу я всё это потому, что каждая из этих лемм влияла на моё, как сейчас это модно говорить, позиционирование. Сначала я был обычным, ничем не примечательным графическим дизайнером. Потом, осознав, что на этом поприще я никогда не добьюсь успеха, частично из-за большой конкуренции, а частично из-за того, что это не "моё", я сменил свою ориентацию. В результате моей дизайнерской эволюции я понял, что самым крутым занятием, которое я могу избрать, является коммуникационный дизайн, с упором не в передачу эмоций (см. реклама), но в передачу огромных и сложных сообщений. Тем более, что теперь есть веб (сайт есть не что иное, как огромное сообщение), а когда веб выйдет из моды, появится что-либо ещё. Я немного занимался дизайном книг (немного в общем объеме, но зато регулярно) и буду заниматься этим и впредь, во-первых, из-за того, что книга есть тоже большое и сложное сообщение, а во-вторых, что мне эта работа нравится также, как женщинам нравится вязание (это успокаивает).

Главное, что мне нравится в моем проф. пути, это моя сравнительная непохожесть на остальных. Для дизайнера это очень важно. Количество уцененных сначала Любалиных, затем Брауди, а потом Карсонов огромно. Я же такой один (точнее, почти один, при этом только здесь). И именно поиску своего, необщего пути, я и хотел вас этим текстом научить. Или, точнее, подать пример и доказать, что это возможно.

Версия 1.3. Последнее обновление этого документа: 22.02.01

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru