Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Воздействие цвета на человека и его психику

Современный нам Интернет перенасыщен квазинаучными статьями про воздействие цвета на психику. Тут всё пошло от Кандинского ("не кажется ли вам, что этот треугольник наводит на мысль о баклажанах?" — цитирую по памяти), но он то умер, а мы, господа, живы.

Так вот. Возможны две точки зрения на предмет. Либо цвета, что называется, "не влюют", либо, наоборот, "влюют", да ещё как. Я лично полагаю, что верна первая точка зрения, но это в настоящее время неважно.

Предположим, что "влюют". Видим интересное. Дело в том, что абсолютное большинство верящих во влияние цветов людей ведёт себя поразительно иррационально. Я думаю, что никто не будет особенно возражать против того факта, что черный — цвет зла. И тем не менее большинство дизайнеров, особенно те, кто помоложе, ходят постоянно в черном. Возможно три интерпретации этого факта:

Все три варианта кажутся мне несколько неправильными. Во-первых, присягать злу нехорошо, тем более неосознанно (это свидетельствует об ограниченности). Во-вторых, никакого траура на самом деле нет, что нехорошо, так как задевает тех, кто действительно носит траур.

При этом чуть чернорубашечников тронь, такое начнется! Самое малое, упрекнут в незнании жизни, черный, дескать, практичней, бо на нём грязь не так видна. Но мы же не свиньи, господа, даже чёрное нужно время от времени стирать. Самые наглые упрекают в попытке лишить свободы самовыражения. Не знаю, не знаю. Какая возможна свобода самовыражения, когда все носят совершенно одинаковую одежду, производящуюся вовсе даже не единичными партиями. Тем более, что самовыражаться лучше всё-таки не тратами денег на одежду, а иначе (не скажу, как).

Возникает вопрос — как могло так получиться, что массы строем носят черное. Во-первых, тут, конечно, играет свою роль обычная подростковая фашизоидность, проявляющаяся именно в стремлении одеваться как все (на чем с успехом зарабатывают бабки производители модной одежды). Сейчас, например, наиболее котируется даже не модность, а "стильность", то есть, совместимость со стилем, который потому и стиль, что массов. Во вторых, это не менее подростковая инфантильность, то есть стремление отодвигать от себя все более тире менее требующие собственных ответов вопросы.

Тут следующая диспропорция. Человек, не склонный считать, что в разных цветах есть что-либо, помимо неравномерного раздражения зрительных колбочек, от ношения черного не пострадает. А вот тому, кто видит в цвете многое, достанется по самое не хочу. Каждому — по его вере.

Есть еще одна сторона. Никогда, пожалуй, мистика не была так популярна, как сейчас (разве что Серебряный век отличился). И те же люди, которые при каждом удобном случае читают Пелевина или Кастанеду, а потом обсуждают прочитанное в клубах, охотно совершают поступки, с точки зрения любого мистика невозможные. Например, постоянно носят чёрное. В своё время среди молодёжи весьма моден был роман Майринка, кажется, "Голем" назывался. Читал я его, как же. Все тогда тоже мистику искали в бытовых явлениях. А задолго до этого Голема все дружно читали "Приключения Буратино". Который тоже големом был, как ни крути. И мистики в котором не менее, а пожалуй, что и поболее будет, чем в Майринке. Но все предпочли её не замечать.

На самом деле в жизни по-прежнему полно мистики, причём нет оснований полагать, что со временем её станем меньше. И пока её много, всем стоит внимательней относиться к нашему быту, иначе в один не очень прекрасный день за нами придут, и придут вовсе даже не белые олени, как случилось с одним из предков нашего нацпоэта Лермонтова.

Ссылки

http://www.566.org/~masha/psigilogiya_cveta.html

Версия 1. Последнее обновление этого документа: 3.05.00

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Как я стал дизайнером
История о том, как я стал дизайнером, рассказанная с большим количеством лемм и аксиом
От любви к побрякушкам до апологии импотенции
Разоблачение вредного дуромыслия
Что такое дизайн
Попытка формализации понятия дизайна
Тяжелая наследственность Всемирной Паутины
Интернет чуть было не лопнул. И вот почему...
Борьба с одиночеством
Найти партнера для беседы иногда труднее, чем найти партнера для...
Славословие шаблону
Умение сделать хороший шаблон есть высшее достижение дизайнера
Воздействие цвета на человека и его психику
Люди в черном - дураки или негодяи?
..., обдумывающему житье
Несколько советов начинающему дизайнеру
Не могу заткнуться!
О том как я доказывал, что провидец Колпиков не дизайнер, о том, что думает об этом сам провидец, о том, что думают о нашем споре недизайнеры и, наконец, что я вынес из этого случая
Каждый дизайнер желает...
Думай, говорю я дизайнеру. Черта с два, отвечает тот мне
Мой первый чеклист
О том, почему чеклист есть вещь хорошая и о том, как я это узнал
Похвала скромности
Скромность в дизайне не всегда является недостатком. Иногда это величайшее достоинство
Разнокалиберные советы
О вреде красоты и о целевой аудитории
Не оставляй на высоте!
При раскопках в Магаданской городской типографии были обнаружены неопровержимые доказательства того, что в области изобретения "эстетики грязных апрошей и garbage" мы впереди планеты всей
Первый шаг на пути к дизайну
Что и как надо преодолеть, чтобы стать дизайнером
Обучаю играть на гитаре цифровым методом
Месяцев семь назад начался народный хай про цифровую фотографию. Чуть ли не в каждом журнале появляются статьи со сравнительными анализами камер, которые даже не утверждают, что цифровая фотография есть хорошо, но подразумевают это. На самом деле они врут, правда невольно
Враги хорошего дизайна
Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru