Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

О навигационной роли адреса

Не стоит думать, что пользователь слеп. Он все видит. И если ему не нравится то, что он видит, вина в этом будет ваша. Практика же показывает, что пока пользователь работает с браузером, он видит строку адреса, причем видит ее постоянно. В то же время абсолютное большинство сайтов имеют такие адреса. что лучше бы они никогда видны не были.

Я ничего плохого не хочу сказать о доменных адресах. В конечном итоге безразлично, как они звучат, хотя бы потому, что в абсолютном большинстве случаев их не выбирают — каково название фирмы, таков и домен. А какой смысл в том, чтобы горевать о том, что невозможно исправить? Надо смириться. Так вот. Мне искренне не нравятся те части адресов, в которых хранятся названия каталогов и файлов — короче говоря, все, что располагается за первым слешем.

Чего только там не располагается. Во-первых, невразумительные названия каталогов и файлов, во-вторых, убогие параметры вызова скриптов. Итак, поговорим об этом более подробно.

Ошибка номер 1. Лишенные смысла названия каталогов и файлов

Любой веб-дизайнер тратит прорву времени на конструирование навигационной системы сайта. Дни и часы, проведенные за рисованием схем, пимпочек и кнопочек, во время которых дизайнер сидит в напряженной позе за столом, рождают сколиоз, гемморой и помрачение ума. Попытки использовать каждый свободный пиксел делают дизайнера невосприимчивым к обстоятельствам внешнего мира, что чревато семейными конфликтами и совершением противоправных действий в общественных местах.

Чем еще можно объяснить такое пренебрежение к строке адреса?

Ни один пользователь не может понять, как могло так получиться, что он в настоящее время читает текст "Венера", расположенный в разделе "Планеты солнечной системы", а файл с этим текстом называется hgjmchgc001.shtml и расположен в каталоге str826. Никто такого понять не способен.

Мораль. Названия и структура каталогов должны соответствовать содержимому сайта. Исключений тут быть не должно.

Возникает только две дилеммы. Дилемма первая — как называть каталоги, транслитерированным текстом по-русски (пример — planety) или по-английски (пример — planets). Ответ — в зависимости от целевой аудитории. Дилемма вторая — хранить названия в файлах или каталогах. Дело в том, что подавляющее число пользователей не любит расширения файлов. И не понимает, зачем они нужны. К счастью, есть возможность избавить их от расширений — просто надо хранить каждый файл в собственном каталоге, давая файлу любое название, побуждающим сервер отдавать клиенту именно его (к таким названиям относятся index.htm, default.htm и так далее, если у вас не заработает, спросите стандартное название у администратора сервера). Соответственно, осмысленное и уникальное название надо в таком случае давать каталогу, в котором располагается файл, устанавливая гиперссылки опять-таки не на файл, а на каталог. К сожалению, этот метод не вполне удобен с точки зрения поддержки сервера, так что часто им пренебрегают. С моей точки зрения, зря.

Ошибка номер 2. Помещение в адрес непонятной для пользователя служебной информации

Самый простой способ вызова программы заключается в установке на него перекрестной ссылки. При этом требующиеся ей для работы параметры передаются в адресе после названия ее файла. Это плохой способ во все случаях, кроме одного — когда нужно, чтобы на результаты работы программы пользователь мог поставить закладку в браузере.

Особенно ужасно, когда адрес превращается в непонятную мешанину букв и цифр, отчего даже невозможно разобрать где кончается название программы и начинаются входные параметры. К примеру, сайты сети Cnet используют такую странную систему автоматического обновления, что название любого файла совершенно нечленораздельно — буквы и цифры, разделенные в псевдослучайном порядке запятыми (к чести Cnet надо сказать, что любой файл у них имеет и вполне осмысленное название).

От таких адресов лучше избавляться. Для этого есть много способов, начиная с SSI и кончаяя куками. Это не так просто, но с другой стороны дизайнеру платят не за то, что он бездельничает.

О фреймах

Как известно, браузеры не показывают адреса для страниц, находящихся во фреймах (т.е. показывается только адрес страницы, содержащей таг FRAMESET). В том случае, когда вы вынуждены все-таки использовать служебную информацию в адресе (или не хотите, чтобы большинство пользователей, кроме самых отпетых, знало URL просматриваемой ими страницы), такое свойство браузеров становится полезным. Создав фрейм нулевой длины, вы сможете полностью и бесповоротно избавиться от показа нежелательного адреса пользователю.

  
Конечно, можно жить и без всего этого. Но не удивляйтесь, если пользователи не будут вас любить.

Версия 1. Последнее обновление этого документа: 20.03.00

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Пять правил интерфейса Веб-сайта
Они не панацея, но пользы принесут множество.
Сад расходящихся посетителей
Почему интерфейс так важен, папа? Он увеличивает продажи, сынок.
Код, чистый как слеза
Про то, как написать правильный и во всех отношениях HTML-код.
Контрольный список Веб-интерфейса
Контрольный список Веб-интерфейса: правила, которых нужно придерживаться, чтобы сделать хороший сайт.
Про активный элемент навигационных панелей
Как выделить активный элемент? Кратко говоря — слабо.
О навигационной роли адреса
URL есть не только адрес, но также и важный индикатор.
Разнокалиберные советы
Про Веб, разумеется.
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru